Все новости
22 июня 2021
Форум «Белые ночи САПР»: дорожные карты АСКОН становятся отраслевыми в интересах заказчиков
17 июня 2021
АСКОН об инженерном ПО в ОПК: практика и результаты импортозамещения
22 июня 2021

Форум «Белые ночи САПР»: дорожные карты АСКОН становятся отраслевыми в интересах заказчиков

9 и 10 июня состоялся форум «Белые ночи САПР» – мы вернулись к традиционному «живому» мероприятию и организовали очную встречу участников в Петергофе. Два дня были наполнены программными выступлениями, технологическими кейсами и долгожданным личным общением. Записи докладов вы можете посмотреть на сайте форума: День 1. 9 июня, День 2. 10 июня.

В этом репортаже мы обратим внимание на важные обновления в планах развития АСКОН, которые были озвучены на форуме. В следующем (он выйдет через неделю) расскажем о самых показательных «цифровых» кейсах.

Форум открылся выступлением генерального директора АСКОН Максима Богданова с обзором текущих результатов и планов работы АСКОН и консорциума «РазвИТие» по созданию отечественного импортонезависимого PLM-решения.

Впервые о стратегии создания тяжелого PLM было объявлено в 2019 году, в том же году выпущено сквозное PLM-решение РазвИТие 2.0. В 2020-м, после оценки соответствия программного комплекса концепции поддержки полного жизненного цикла изделия, принято решение о расширении консорциума за счет технологических партнеров. Также в прошлом году одновременным выпуском новых версий ПО завершен «общемашиностроительный» этап развития решения.

В 2021 году выйдет первое поколение программных продуктов, доработанных под различную отраслевую специфику заказчиков, а в целом решение соответствует потребностям предприятий, выпускающих газотурбинные двигатели и сопоставимые по сложности изделия.

Максим Богданов представил обновленную дорожную карту разработки решений АСКОН и консорциума «РазвИТие» для машиностроения. Впервые в ней появились отраслевые значки – они показывают, какие специализированные задачи авиа- и судостроения будут решаться в следующих версиях. Для всех основных продуктов PLM-решения предусмотрена поддержка Linux.

Почему стратегия, представленная в 2019 году, потребовала обновления? На это повлияло несколько факторов:

  • Объявлены стратегии государства в области развития обрабатывающей промышленности, а также отдельных ее отраслей

  • Накоплен опыт работы с функциональными заказчиками всех целевых сегментов

  • Обобщены отклонения и уточнения в результатах работы АСКОН и консорциума

  • Выросло влияние требований информационной безопасности на деятельность предприятий ОПК

  • Растет важность перевода инженерных программных продуктов на импортонезависимые операционные системы (Linux).

В дополнение к машиностроительной карте презентована дорожная карта развития решения для проектирования радиоэлектронной аппаратуры, учитывающая государственную стратегию развития электронной промышленности и опыт АСКОН в качестве соучредителя Консорциума «БАЗИС», который объединяет разработчиков в области приборостроения, предприятия электронного машиностроения, вузы и разработчиков САПР:

По мере усложнения изделий, увеличивается роль инженерных расчетов. CAE-технологии – еще один блок, выделенный в отдельную дорожную карту:

Решение для проектирования сложных головных изделий будет выпущено в 2021 году. В планах до 2023-2025 года – работа над отраслевыми версиями для авиации и судостроения. При этом Максим Богданов отметил, что развитие отраслевой специализации невозможно без совместной работы с функциональным заказчиком.

Если дорожные карты показывают горизонт, к которому идет АСКОН, то сегодняшний уровень решений компании – это прочный цифровой фундамент для разработки и производства сложных головных изделий. Представляя решения 2021 года, руководитель специальных проектов АСКОН Павел Щербинин сделал акцент на поддержке системно-инженерного подхода к проектированию и мультиCAD-среды.

Павел Щербинин: «Мы видим множество примеров, когда сложные изделия проектируются с применением нескольких CAD-систем. Это данность, и нужно уметь с этим работать. Процесс импортозамещения предполагает параллельное использование различных САПР, при этом необходима не только функциональность для работы в смешанной среде, но и определенная методология и изменение бизнес-процессов на предприятии. И мы развиваем КОМПАС-3D в том числе в этом направлении: в июле мы выпустим КОМПАС-3D v20, в релиз войдет группа новинок для работы с файлами, созданными в других CAD-системах. Появится возможность прямого открытия файлов без конвертации, их размещения в сборочные единицы, создаваемые в КОМПАС-3D».

Основным ориентиром для АСКОН служат потребности промышленности – в ситуации импортозамещения они приобрели характер вызова: как заменить системы, которые внедрялись десятилетиями, без остановки производства. О том, как строятся мосты между заказчиками и разработчиками инженерного ПО, рассказали крупнейшие предприятия.

Опыт взаимодействия разработчика ПО и функционального заказчика на примере АО «ОДК-Авиадвигатель»

Именно эта тема стала ключевой в докладе директора по ИТ АО «ОДК-Авиадвигатель» Кирилла Пименова. Сегодня предприятие активно работает над импортозамещением инженерного ПО и выбрало АСКОН в качестве партнера в этом проекте.

Все процессы проектирования, подготовки производства и собственно производства ОДК-Авиадвигатель полностью погружены в единое информационное пространство, построенное на программных продуктах от различных разработчиков. Кирилл Пименов: «Мы можем говорить о полном электронном описании изделия или цифровом двойнике. Для каждого двигателя выполняется около тысячи инженерных расчетов: динамика и прочность, нестационарная газодинамика, масштабное моделирование, многофазные процессы, теплонапряженное состояние, эмиссия.

В 2018 году, после введения некоторых санкционных ограничений, мы решили начать подготовку к замещению иностранного ПО, несмотря на то, что наши ИТ-специалисты были способны и дальше поддерживать используемые программы в рабочем состоянии. Начали вести мониторинг отечественных аналогов применяемого ПО, взаимодействовать с отечественными разработчиками по доведению программных продуктов до уровня, допускающего замещение, договорились о приоритетности выбора российского продукта при выборе нового».

По словам Кирилла Пименова, курс на импортозамещение инженерного ПО взят не потому что это модно, а потому что без этого процессы разработки и производства двигателей остановятся через 5-10 лет. В этом году предприятие подписало соглашение о стратегическом сотрудничестве со всеми участниками консорциума «РазвИТие». Сформулированы первичные требования к программным решениям, сформированы экспертная рабочая группа и планы обучения экспертов от предприятия, развернут тестовый полигон с PLM-решением консорциума для отработки интеграции и обмена данными. Сформирована дорожная карта проекта.

На 2024/2025 год намечено принятие решения о замещении иностранного ПО отечественными программными продуктами. «Положительный эффект от таких крупных проектов импортозамещения может быть достигнут только при наличии двух составляющих: желании функциональных заказчиков ставить задачи, тестировать, доводить инструменты до необходимого уровня и готовности разработчиков реализовать эти требования», – отметил Кирилл Пименов в заключении своего выступления.

Опыт взаимодействия разработчика ПО и функционального заказчика на примере ПАО «Компания Сухой» – ОКБ Сухого

«Процесс импортозамещения всегда был важен для производителей военной техники и в последнее время этот вопрос становится все более острым», – отметил Леонид Долгов, начальник отдела архитектурно-функциональных решений систем управления жизненным циклом изделия ПАО «Компания Сухой».

В 2018 году крупнейшая российская авиационная компания взяла курс на импортозамещение, начала плотную работу с отечественными разработчиками инженерного ПО. Российские решения должны заменить иностранные PLM/CAD/CAM/CAE-системы, обеспечив при этом сохранение наработанных баз данных, минимальное количество доработок нормативной документации, сохранение основных подходов и интерфейсов, реализованных в ПО собственной разработки.

Леонид Долгов познакомил участников форума с основными принципами проектирования в ПАО «Компания Сухой» и требованиями к электронному макету изделия, поделился успехами и проблемами импортозамещения. Представил оценку уровня зрелости отечественного ПО для поддержки жизненного цикла сложных изделий:

По результатам тестирования российского ПО в 2018 году Компания Сухой составила документ, который передали разработчикам, налажена передача промежуточных версий программных продуктов для поддержки их развития в в нужном авиастроителям направлении. Сегодня компания переходит к финальному комплексному тестированию ПО, по его результатам будет принято решение о сроках импортозамещения в ОКБ Сухого и филиалах.

Опыт взаимодействия разработчика ПО и функциональных заказчиков из судостроения

Первая стратегия АСКОН в судостроении была сформулирована в 2010 году. С тех пор решения компании получили широкое распространение в отрасли, на предприятиях Объединенной судостроительной корпорации, в основном в производстве изделий машиностроительной части и управлении инженерными данными. С началом движения к импортонезависимости от проектантов и заводов начали поступать технические требования к развитию решений АСКОН, были проведены несколько пилотных проектов. Итогом диалога стала инициативная научно-исследовательская работа АСКОН по созданию отечественной судостроительной САПР. Ее результаты на форуме представил Александр Петров, коммерческий директор АСКОН-Интеграция и постоянный спикер конференций Моринтех-Практик и PLM-форумов Международного Военно-морского салона.

Александр Петров: «В рамках проекта мы изучили жизненный цикл корабля и судна, оценили, для каких этапов мы уже сейчас можем предложить решение, где необходимы доработки. Разработали продуктовую стратегию, облик перспективного решения и дорожную карту его создания».

Презентованная участникам форума дорожная карта прежде всего основана на опыте работы с заказчиками из судостроения – на сегодня предприятиями ОСК используется более 12 500 лицензий ПО АСКОН.