Не только базовая графическая подготовка, но и профильные образовательные программы МГТУ им. Н.Э. Баумана ориентированы на применение российского программного обеспечения CAD/CAM/CAE/PLM. Как идет переход на отечественный софт, рассказали руководители и ведущие сотрудники университета на форуме «Развитие: российский PLM для подготовки кадров», организованном совместно с АСКОН и консорциумом разработчиков «Развитие».
Павел Дроговоз, проректор по науке и цифровому развитию МГТУ им. Н.Э. Баумана, привел результаты по Научно-учебным комплексам университета:
-
НУК «Робототехника и комплексная автоматизация»
5000 рабочих мест в университете переведены на отечественное ПО, в том числе САПР КОМПАС-3D и CAE-систему APM FEM.
Открыт совместный с АСКОН Научно-образовательный центр.
Разработаны программы дополнительного образования с курсами по КОМПАС-3D и системе управления жизненным циклом изделия ЛОЦМАН:PLM
170 студенческих групп 1 курса, а это 4000 студентов, ежегодно проходят обучение по КОМПАС-3D в курсе инженерной графике -
НУК «Специальное машиностроение»
На кафедре СМ2 реализуется проект «Система управления инженерными данными и жизненным циклом изделия ракетно-космической техники» с целью обеспечить сквозную информационную поддержку курсового и дипломного проектирования с применением PLM-системы. Здесь задействованы практически все программные продукты консорциума «Развитие»: КОМПАС-3D, APM WinMachine, FlowVision, ЛОЦМАН:PLM, ПОЛИНОМ:MDM, ВЕРТИКАЛЬ, ADEM CAM. -
НУК «Энергомашиностроение»
Более 80% студентов кафедры Э3 используют КОМПАС-3D при создании трехмерных моделей элементов газотурбинного двигателя.
В группе целевой подготовки программы «Крылья Ростеха» параллельно изучаются две CAD-системы — российская и зарубежная. Рабочие программы дисциплин на 2024-2025 год будут полностью переведены на отечественное ПО. -
НУК «Машиностроительные технологии»
В октябре прошел образовательный интенсив по интеграции программного комплекса ADEM в учебный процесс. В 2024 году планируется внедрение отечественной CAМ-системы на кафедрах «Инструментальная техника и технологии», «Металлорежущие станки» и «Технологии машиностроения».
Масштаб и разнообразие задач, решаемых в Бауманке с помощью программных решений АСКОН и консорциума «Развитие», отразили в своих выступлениях заведующая кафедрой РК1, директор НОЦ «АСКОН-МГТУ им. Н.Э. Баумана» Нина Суркова, заместитель декана факультета РК Евгений Подчасов, старший преподаватель кафедры РК1 Александра Горячкина, заместитель заведующего кафедрой «Компьютерные системы автоматизации производства» Михаил Мурашов, директор Центра дополнительного образования Маргарита Стоянова, доцент кафедры «Динамика и управление полетом ракет и космических аппаратов» Динара Назарова, аспирант кафедры СМ-10 Максим Душкин.
«Голос» промышленности, как заказчика инженерных кадров, на форуме прозвучал от Объединенной двигателестроительной корпорации. Руководитель департамента управления знаниями и развитием персонала подразделений НИОКР АО «ОДК» Татьяна Томилина показала, как выросла скорость разработки авиационных двигателей, в связи с чем необходимо как можно быстрее вовлекать специалистов в проектирование. Выпускник программы «Крылья Ростеха», которую ОДК реализует в восьми университетах, должен иметь компетенции инженера 3 категории, практический опыт и навыки, в том числе по работе с системами CAD и PLM.
В образовательную программу корпорации вовлечены не только студенты, но и школьники. В Самаре развернут совместный проект ОДК-Кузнецов и АСКОН-Самара по обучению учащихся 7-11 классов 3D-моделированию «КОМПАС-Школьник». Проект охватывает 17 опорных школ, в роли наставников выступают сотрудники ОДК-Кузнецов, студенты-целевики и участники программы «Крылья Ростеха» Самарского университета им. Королева. Проект представила заместитель начальника учебного центра ОДК-Кузнецов Юлия Ферапонтова.
МГТУ им. Н.Э. Баумана формирует экспертное сообщество по работе с отечественным инженерным программным обеспечением в образовании. На форуме выступили активные участники сообщества: заместитель директора института радиоэлектроники и информатики РТУ МИРЭА Дмитрий Воруничев, профессор Московского авиационного института Анатолий Осяев, доцент Волжского государственного университета водного транспорта Сергей Новиков, директор Авиационного колледжа РГАТУ Кирилл Попков, декан факультета строительства и архитектуры Вятского государственного университета Ольга Синицына, заведующий кафедрой «Начертательная геометрия и инженерная графика» Ярославского государственного технического университета Александр Исаев, начальник Центра развития инженерного образования и организации учебного процесса Белорусского национального технического университета Татьяна Канашевич, учитель МБОУ СОШ №60 г. Владивостока Дмитрий Лаптев, директор Уральской научно-технической творческой мастерской «М-ЛАБС» Юрий Переверзев и преподаватель Наталья Савинова, председатель Ассоциации учителей черчения г. Москвы, учитель ГБОУ Школа №1245 Наталья Терехова, учитель ГБОУ Инженерная школа №1581 Ольга Николаева.
Следующий форум «Развитие: российский PLM для подготовка кадров» намечено провести в декабре 2024 года.