Интервью с Александром Голиковым, председателем совета директоров, АСКОН, консорциум «РазвИТие»
– За прошедший год консорциум «РазвИТие» пополнился еще одним участником. Расскажите подробнее, зачем это было сделано, какие продукты и какую роль призваны играть в экосистемы консорциума.
– Наш консорциум является живым организмом, и в рамках партнерской программы мы предусмотрели возможность перехода из статуса «партнер» в статус «участник». Такой путь проделала команда разработчиков решения для многокритериальной оптимизации IOSO. Глубина взаимодополняемости продукта продолжает расти, и уже сейчас доступно новое отраслевое решение для оптимизации параметров зубчатых передач в КОМПАС-3D.
В итоге на сегодняшний день в составе консорциума шесть участников (АСКОН, НТЦ АПМ, ТЕСИС, ЭРЕМЕКС, АДЕМ, IOSO) и три партнера (Ладуга, СиПроект, Цифровая Мануфактура). Мы приросли партнерами, способными закрыть важные функциональные зоны, такие как проектирование бортового радиоэлектронного оборудования, многокритериальная параметрическая оптимизация конструкций, функциональное проектирование и 1D-моделирование, электронные технические руководства, логистическая поддержка жизненного цикла. В итоге PLM-комплекс консорциума с учетом продуктов партнеров охватывает практически полный спектр задач, необходимых для построения тяжелых PLM-комплексов, в том числе и с отраслевой специализацией.
– Как ваша компания и консорциум в целом позиционируется сегодня на рынке? Какие сегменты уже представлены в вашем портфолио и какие планы на обозримую перспективу? Как оцениваете текущую ситуацию с «тяжелой» PLM?
– PLM-комплекс АСКОН и консорциума «РазвИТие» сегодня – это готовое и работающее на предприятиях импортонезависимое решение для проектирования и управления жизненным циклом сложных изделий. При этом решение динамично развивается и в части функциональности, требования к которой мы получаем от лидеров промышленности, и в части надежности, когда на рабочих местах одновременно используются тысячи инсталляций наших программных продуктов. В PLM-комплексе консорциума проектируются и изготавливаются не только узлы и агрегаты для изделий всех отраслей промышленности, но и конечные изделия сложнейших экземпляров ВВСТ и гражданской продукции.
Мы хорошо знаем функциональные возможности западных тяжелых систем и последовательно нивелируем разницу. Мы, в соответствии с нашей дорожной картой, успешно продвигаемся по пути развития тяжелого PLM-комплекса для проектирования головных изделий любой сложности. Мы не видим ограничений в развитии собственных решений и, как и планировали ранее, ставим себе цель к 2025 г. выпустить на рынок не только базовый тяжелый PLM-комплекс для проектирования любых изделий промышленности, но и отраслевые решения для двигателестроения, авиастроения и судостроения. Также в 2025 г. мы будем располагать нативными версиями наших продуктов для Linux, апробацию сигнальных версий планируем начать в 2023 г.
Текущая ситуация с российским тяжелым PLM отражает реальное взаимодействие промышленности с отечественными разработчиками. Те предприятия, которые тесно взаимодействуют с вендорами по формированию облика продукта и созданию недостающей функциональности, уже сейчас получают возможность увидеть ее в выпускаемых версиях. Кто предпочитает вкладывать свои силы и средства в зарубежных разработчиков, видимо, ожидают реализации своих пожеланий в зарубежном софте… Мы сами кузнецы своего счастья.
– Многие участники ИТ-рынка серьезно скорректировали свои стратегии развития и планы разработки продуктов после начала СВО и связанных с нею событий (ужесточение санкций и уход западных компаний). Как вы ответили на этот вызов? Какие шаги уже предприняли и что скажете о текущей ситуации?
– Стратегия развития наших решений не предполагала использования каких-либо зарубежных компонентов и продуктов. Все участники консорциума работают с российским геометрическом ядром C3D, которое развивает дочерняя компания АСКОН C3D Labs. Мы опираемся только на себя и на своих отечественных «братьев по оружию», постепенно расширяя состав партнеров консорциума.
Что же касается изменений, которые коснулись нас, здесь в первую очередь отмечу партнерство с квалифицированными PLM-интеграторами, которые ранее работали с зарубежными решениями. Их опыт и знания иностранных PLM-систем в тесной связке с нашими компетенциями в собственном ПО позволят упростить и ускорить построение технологически независимых информационных систем на предприятиях.
– В какой мере уже действующие меры господдержки увеличили спрос на ваши решения в 2021–2022 гг.? Какие дополнительные шаги, на ваш взгляд, могли бы ускорить процесс импортозамещения?
– Мы наблюдаем резкое возрастание интереса к отечественным решениям. Но здесь надо понимать, что смена платформ инженерного ПО – процесс непростой, затратный. Его, в отличие замены мессенджера, не реализовать мгновенно – такие проекты длятся 1,5–2 года. Кроме того, параллельно идет доработка продуктов по требованиям предприятий, разработка пока отсутствующего функционала.
Мы видим проблемы, с которыми сталкивается промышленность вследствие ограничений на закупку иностранного ПО. Неожиданно оказалось, что импортозамещение нужно уже «вчера», поэтому необходимо ускорить разработку. Возможность для этого обозначает правительство с помощью программ субсидирования импортозаместительных проектов заказчиков.
– Как планируете выстраивать работу с формируемыми индустриальными центрами компетенций (ИЦК)? Что можете сказать о наличии в вашем портфеле готовых соответствующих отраслевых решений?
– Мы готовы работать с ИЦК. Проблема в том, что они работают автономно, без участия вендоров. И зачастую не обладают достоверной информацией о функциональности последних версий отечественных продуктов. На наш взгляд, необходимо объединять усилия промышленных заказчиков и разработчиков тиражных продуктов.
– Не секрет, что заметная часть предприятий промышленности продолжает пока работать с иностранными продуктами. Как ваши продукты интегрируются с ними?
– Информационная среда на промышленных предприятиях никогда не была моновендорной, построенной исключительно на решениях одной компании. Поэтому в разработке мы учитывали и продолжаем учитывать необходимость интеграции наших продуктов – будь то инструментальные средства, такие как КОМПАС-3D или Delta Design, или система управления инженерными данными ЛОЦМАН:PLM – со сторонними CAD и PDM.
У ЛОЦМАН:PLM есть специальный модуль «Интерфейс к CAD», предназначенный для интеграции с зарубежными CAD и EDA системами.
Что касается КОМПАС-3D, то он ориентирован в том числе и на проектирование в мультиCAD-среде: важно уметь «прочитать» и в дальнейшем работать с геометрией и дополнительной атрибутивной информацией, которая содержится в 3D-моделях и чертежах.
С каждой версией качество взаимодействия со сторонними CAD-системами растет. 21-я версия позволяет работать с документами AutoCAD, а также с моделями практически всех популярных на мировом рынке CAD-систем: Inventor, SolidWorks, Solid Edge, NX, Catia, Creo. Если такая модель является составной частью изделия, то КОМПАС-3D сможет отследить ее изменение. Для обмена данными с другими программными продуктами реализована поддержка самых распространенных форматов данных (STEP, JT, Parasolid и т. д.)
Помимо тестирования качества экспорта/импорта мы прорабатываем возможные сценарии работы конструктора с импортированными данными: как читать чертежи и модели, настраивать при экспорте и импорте для приведения файлов к нужному виду, добавлять в 3D-сборку импортированные компоненты и изменять их, создавать ассоциативные чертежи для импортированных 3D-моделей, учитывать импортированные модели в спецификации, автоматически отслеживать изменения в импортированном компоненте в контексте сборки или при его редактировании и т. д.
Примеры, когда решения АСКОН работают в одном ИТ-пространстве с зарубежными решениями, известны в двигателестроении, производстве ракетно-космической техники. В Ракетно-космическом центре «Прогресс» все технологические процессы разрабатываются, согласовываются и утверждаются в системе ВЕРТИКАЛЬ в связке с PDM Windchill, а оснастку проектируют в КОМПАС-3D.
В «ОДК-Кузнецов», где исторически используют продукты Siemens, технологическая подготовка производства авиационных и ракетных двигателей полностью оцифрована программным комплексом систем ЛОЦМАН:PLM, ВЕРТИКАЛЬ, ПОЛИНОМ:MDM.
– Ранее вы анонсировали выпуск решения для проектирования и управления жизненным циклом сложных изделий (уровня газотурбинный двигатель). На каком этапе работы сейчас?
– Эти решения вышли, как мы и анонсировали, в конце 2021 года и в начале 2022. Любая новая функциональность требует промышленной апробации. Поэтому сейчас идет активное тестирование решения для задач проектирования основного изделия на ведущих предприятиях двигателестроительной, космической и авиационной отраслей, которые исторически используют зарубежные комплексы Siemens и PTC. Определяются технологические ниши и графики импортозамещения. Что же касается задач технологической подготовки производства и проектирования составных частей этих сложнейших изделий, то с этим эффективно справляются и более ранние версии нашего комплекса. Примеры такого применения мы с вами сегодня уже поднимали.
– Какие проекты были реализованы вашей компанией и консорциумом в целом на предприятиях ОПК в 2021–2022 гг.? Какие из них вы бы выделили и почему?
– Как пример грамотно спланированного и тщательно подготовленного импортозамещения отмечу внедрение КОМПАС-3D в «ОДК-Сатурн» – Объединенной двигателестроительной корпорации.
В ЦНТУ «Динамика» (входит в холдинг «Технодинамика» Госкорпорации «Ростех»), где разрабатываются авиационные тренажеры, удалось впервые решить задачу проектирования кабельных сетей в контексте всего изделия полностью на отечественном ПО. Здесь построено комплексное решение Консорциума «РазвИТие», состоящее из продуктов АСКОН и «Цифровой мануфактуры» (САПР Макс), в перспективе будет задействована и САПР печатных плат Delta Design от ЭРЕМЕКС.
В этом году завершен проект автоматизации технологической подготовки производства в «ОДК-Кузнецов» (о нем упомянуто выше в контексте интеграции с зарубежными решениями). В процессе внедрения была разработана архитектура интегрированной информационной среды предприятия, в которую вошли решения АСКОН и системы управления производством и бухгалтерского учета на базе «1С».
Оригинал статьи: Connect