Top.Mail.Ru
1 декабря 2023

Данные в наследство: как сохранить наработки при переходе на отечественные САПР и PLM

Механизмы миграции с одного промышленного программного обеспечения на другое известны и отработаны. В проектах импортозамещения на первый план выходит администрирование процессов в рамках предприятий и корпораций. Об этом заявил Павел Щербинин, директор по стратегическому маркетингу в машиностроении АСКОН, на форуме «Российский промышленник», прошедшем 28-30 ноября в Санкт-Петербурге.

АСКОН вместе с партнером по консорциуму «Развитие» компанией ТЕСИС участвовали в деловой программе форума и в выставке в составе экспозиции АРПП «Отечественный софт».

На сессии «Отечественный софт для промышленности: путь к технологическому лидерству» обсуждали один из самых острых вопросов, возникающих в проектах импортозамещения — наследование данных.

Приводим основные тезисы выступления Павла Щербинина:

  • Проекты Индустриальных центров компетенций дают возможность получить требования к программному обеспечению от лидеров промышленности. Доверие к решениям АСКОН выражается в том, что новые авиационные двигатели разрабатываются в текущих версиях программных продуктов. Корпорация не ждет 2025-2027 годов, чтобы начать применять отечественные системы проектирования.
  • Мы видим, что для 90-95% промышленности текущей функциональности отечественного промышленного программного обеспечения достаточно, и её хватит на ближайшие 3-5 лет.
  • В процессе импортозамещения предприятия часто сравнивают отечественные решения не с зарубежными, в том виде, как их поставляют вендоры, а с результатами 10-летних проектов внедрения, включая все выполненные доработки, дополнительные модули и настройки. Полного соответствия между тиражным и глубоко кастомизированным решениями не добиться. Надо быть готовыми к тому, чтобы заново создать те модули, которые годами разрабатывались под зарубежные продукты — это могут сделать разработчики, компания-интегратор или само предприятие. Такой опыт известен.
  • Если смотреть на процесс импортозамещения глазами промышленности, то встает вопрос, а что делать с теми наработками, которые выполнены в другом программном обеспечении? Задача по наследованию данных при замене ПО возникла задолго до 2022 года, и решение есть.
  • Исходя из отечественного и зарубежного опыта, стек технологий при разработке изделия сохраняется до момента вывода изделия из эксплуатации. В мировой практике единичны случаи, когда в рамках проекта крупного изделия полностью менялся бы технологический стек. Поэтому новое ПО применяется, как правило, уже в новых изделиях или отдельных агрегатах.
  • Сценарии миграции зависят от типа заменяемого промышленного ПО. Для инструментальных систем, в которых создаются данные (CAD/CAM/CAE системы), это работа с нейтральными и исходными форматами данных, прямое редактирование геометрии. Для платформенных решений, которые управляют данными (PDM/PLM/MDM), миграция выполняется через универсальные шины и специально разработанные программы-интеграторы.

Перечисленные сценарии были отработаны, в частности, при замене всей линейки решений PTC в АО «КБ электроизделий XXI века», где попутно с импортозамещением была решена задача ведения нормативно-справочной информации с учетом отраслевой специфики и наполнения.

Опыт перехода от многообразия иностранных CAD-систем на КОМПАС-3D имеет Концерн «Океанприбор» с головным предприятием в Санкт-Петербурге и 8 площадками в пяти городах России. Концерну удалось достичь комплексности от разработки изделия до его производства в одной информационной среде.